ПРАЗДНИК СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ - 2004
Один из самых древних городов Беларуси - Туров - во второй раз готовится стать
центром славянской письменности. 1 сентября здесь начнется праздник белорусской
письменности и культуры, который затем продолжится в Гомеле.
Особое внимание уделяется благоустройству города, но среди основных мероприятий
- открытие в Гомеле памятника русскому Златоусту - Святителю Кириллу Туровскому
и строительство на сохранившемся фундаменте на Замковой горе в Турове
христианского храма.
Немного из истории г. Турова и
Туровского княжества
Туровское княжество возникло в IХ веке в результате развития феодальных
отношений, образования местного экономического центра и собирания вокруг этого
центра окрестных территорий. В Турове еще в начале ХI века утверждается одна из
первых на древней Руси епархий.
События 988 г., когда были определены границы Туровского княжества (в южной
части Беларуси, бассейне реки Припять), свидетельствуют о том, что Туровщина с
самого начала возникновения развивалась как самостоятельное государство. Столица
княжества - Туров - упоминается около 980 г. На севере земли принадлежали
Полоцкому княжеству, на юге и востоке Брагинская волость - Киевскому княжеству,
Речицкая - Черниговскому.
Среди городов Туровского княжества крупнейшими были Пинск и Берестье, более
мелкими - Кобрин, Каменец, Дрогичин, Вельск, Мельник, Мозырь, Рогачев, Брагин.
Туров отличался активной деятельностью не только местного боярства, но и
купечества. В Киеве, наряду с купеческой колонией Новгорода Великого,
существовала колония туровских торговых людей.
Туров был одним из старейших центров письменности и летописания. Здесь во время
епископства Кирилла Туровского и его преемника Лаврентия при епископском и
соборном храме велись летописные записи, которые вошли в Киевскую и Галицко-
Волынскую летописи.
Возвышение Турова и его появление как политического центра отдельного княжества
было обусловлено его выгодным положением на одном из важнейших ответвлений
великого пути "из варяг в греки", что связало Киев с Западом. Однако к середине
XII века значение этого пути снизилось, и в связи с этим стало падать и значение
Турова.
Вторая половина ХII века явила блестящего стилиста, оратора и поэта-гимнографа
Кирилла Туровского.
Кирилл Туровский
Кирилл Туровский (1130-1182) - русский церковный деятель и писатель, родился в
Турове в 1130 г.
Кирилл жил в сложную эпоху. К середине XII века Киев практически утратил своё
политическое значение. Процесс феодализации великокняжеской власти подходил к
своему завершению. Русь окончательно распалась на отдельные княжества, число
которых постоянно увеличивалось. Всё более затяжной характер принимали княжеские
усобицы, ослаблявшие и разъединявшие силы народа перед лицом возраставшей угрозы
иноземного нашествия. Попытки Андрея Боголюбского возродить традиции политики
Владимира Мономаха оказались неудачными: в 1174 году он был убит боярами-
заговорщиками. Роль Кирилла в этих событиях установить трудно. Известно, что
Кирилл "Андрею же Боголюбскому князю многи послания написа", эти письма, однако,
не сохранились.
Согласно проложному сказанию о Кирилле, был он сыном богатых родителей, но не
возлюбил тленной славы мира сего и постригся в монахи. В обители усердно
"работал на Бога", удручая своё тело постом и бдением. "Посем, стремясь к
большему подвигу, Кирилл вошёл в столп и затворился в нём. Здесь он пребывал
некоторое время, отдаваясь посту, молитве, изложению божественных писаний. И
славен сделался он во всей стране той, а потому, умоленный от князя и народа,
возведён был на епископский престол и посвящён митрополитом Киевским во епископа
города Турова, что близ Киева".
Кирилл Туровский был свидетелем междоусобной борьбы, которая подтачивала
жизненные силы славянства, приводила к уничтожению духовной и материальной
культуры, останавливала прогресс. Его позиция в этом вопросе однозначна - он
носитель единства и укрепления Руси.
Его сравнивали со знаменитым византийским церковным витией Иоанном Златоустом.
Древнее житие так и говорит, что святитель Кирилл является "русским Златоустом,
златословесным учителем, светлым учением Благоразумия своего просветившим
русские концы".
Возможно, у Кирилла Туровского были выдающиеся предшественники, талантливые
учителя и сподвижники. Скорее всего, это так. Но они не оставили своих
письменных свидетельств и глубоких следов в памяти наших предков. Это удалось
сделать, причем блестяще, Кириллу Туровскому, что позволяет с полным основанием
считать его одним из родоначальников традиционной славянской духовности, особого
и неповторимого мировосприятия, вылившегося впоследствии в оригинальную
философско-культурную систему, именуемую славяно-православной цивилизацией.
Произведения Кирилла Туровского, писателя-проповедника, церковно-политического
деятеля, выдающегося мастера ораторской прозы, в течение многих столетий
пользовались особой популярностью на землях восточных славян и вошли в золотой
фонд древнерусской литературы. Его речи, молитвы-исповеди, дидактические
повести-притчи приобрели широкую известность на Руси и переписывались вплоть до
XIX в.
Кирилл был плодовитым писателем, оставив после себя "множайшие" сочинения.
Многие из них, однако, были утрачены. До наших дней сохранились 9 "Слов",
произнесённые им на различные праздники в храме, 3 наставления инокам, более 20
молитв и канон молебный.
Нет сомнения, что Кирилл Туровский стоял у истоков белорусской культуры.
Его проповеди, направленные на формирование высоких моральных качеств личности,
сыграли немалую роль в формировании менталитета белорусского народа и в
достаточно полной мере нашли отражение в культуре этноса.
Через традиционное содержание, связанное с библейской тематикой, и религиозную
оболочку широко прорывается настоящее увлечение человека радостью жизни и
познания, красотой природы. Например, в "Слове в первую неделю по Великодню"
Кирилл Туровский поет настоящий гимн природе:
"Ныне солнце красуяся к высоте всходить и радуяся землю огреваеть... Ныне зима
греховная покаянием престала есть и лед неверия богоразумием растаяся... Днесь
весне красуется, оживляющи земное естество и бурнии ветры тихо повевающе плоды
гобзують, и земля семена питающи зеленую траву ражаеть... Ныне древа леторасли
испущаютъ и цветы благоухания процветають, и се уже огради сладку подавають
воню..."
Его призывы творить добро, быть милосердным, воспитывать в себе лучшие качества,
проявлять заботу о других, бороться со всяким злом, низостью, предательством -
все это не могло не оказать влияния на формирование личности белоруса, его
сознания, самосознания, стиля жизни, поведения. Его позиция направлена на
формирование в человеке светлых, чистых качеств. Его учение не потеряло своей
актуальности и в наше время.
Именно поэтому в сентябре этого года на празднике белорусской письменности и
культуры состоится открытие в Гомеле памятника легендарному просветителю Кириллу
Туровскому.
Памятник будет установлен в сквере возле драматического театра. Сейчас там
проводятся работы по благоустройству прилегающей территории.
Литература
1. Селицкий В. С. Кирилл Туровский и его значение для современности. Материалы
научной конференции. Гомель, 1994 г.
2. Селицкий В. С. Кирилл Туровский и истоки славянской духовности. Материалы
межрегиональной научной конференции. Гомель, 2000 г.
3. Хорошко Г. И. Кирилл Туровский: истоки белорусской культуры. Материалы
межрегиональной научной конференции. Гомель, 2000 г.
4. Рябцева Н. А. Исторические условия жизни и творчества Кирилла Туровского.
Материалы межрегиональной научной конференции. Гомель, 2000 г.
5. Бобкова Т. Г. Ценностные ориентации в произведениях Кирилла Туровского.
Материалы межрегиональной научной конференции. Гомель, 2000 г.
6. Официальный сайт Гомельского облисполкома.
7. История Беларуси. Словарь-справочник.
Виктория КОВАЛЕВА