Менталитет современных восточных славян как индикатор российско-украинско-
белорусских интеграционных процессов

В.В. Кириенко, г. Гомель

С 1997 года социологической лабораторией Гомельского государственного 
технического университета им. П.О. Сухого проводится исследование: "Менталитет 
восточных славян: исторический и социокультурный аспекты". В выборочную 
совокупность включены жители приграничных Гомельской, Черниговской и Брянской 
областей.
Особенностью нашего исследования является то, что оно базируется на 
фактологической базе исторического восточнославянского центра. Оказавшись на 
пересечении трансславянских магистралей "юг-север" (Одесса - Киев - Санкт-
Петербург) и "восток-запад" (Москва - Брянск - Брест) значительная часть 
современных Брянской, Черниговской и Гомельской областей в XI-XIII веках 
несколько раз переходила из Великого княжества Литовского, Речи Посполитой в 
состав России и обратно. Исторически сложилось так, что именно Гомельское, 
Черниговское и Брянское порубежья оказались важнейшими сегментами своеобразного 
восточнославянского "котла", в котором в результате многовекторного 
взаимовлияния однокоренных культур на протяжении столетий "варился", 
выкристаллизовывался восточнославянский менталитет. Какие же изменения произошли 
в мировоззренческой картине, в менталитете современных белорусов, русских, 
украинцев? В исследовании перед респондентами была поставлена задача: 
определить, какие из 20 социально-психологических национальных качеств являются 
наиболее характерными для восточных славян: русских, украинцев, белорусов; 
национальностей, государственные территории которых граничат с Беларусью, в 
связи с чем оказывают наибольшее "прозападное" влияние на формирование 
менталитета белорусов: поляки и литовцы; национальностей, олицетворяющих 
"запад": немцев и американцев.
Обработка полученных данных 2003 года показала, что, если сравнивать социально-
психологические характеристики других национальностей с автопортретом белорусов, 
то окажется, что по таким качествам как гостеприимность, теплота и сердечность в 
отношениях между людьми, совестливость и сострадание, коллективизм, уважение 
традиций, следование им, - русские и украинцы обладают в такой же степени, как и 
белорусы. Впрочем, и такими недостатками, как недостаточная точность и 
аккуратность, отсутствие соревновательности, конкуренции, низкий уровень 
обязательности, верности своему слову, принятому решению, недостаточно развитые 
индивидуализм, предприимчивость и расчетливость, низкий уровень 
законопослушания, в равной мере обладают и белорусы, и русские, и украинцы. 
Единственной ментальной характеристикой, которая получила существенно 
различающуюся оценку у восточных славян, оказалось трудолюбие. Белорусы у себя 
это качество обнаружили в существенно большей степени, чем у украинцев и 
русских. По другим ментальным характеристикам (как положительным, так и 
отрицательным) самооценки белорусов совпадают с оценками аналогичных 
характеристик у русских и украинцев (см. рис. 1).
Иная картина зафиксирована при сопоставлении самооценки ментальных характеристик 
белорусов с аналогичными характеристиками литовцев и поляков. Такие качества 
литовцев и поляков как трудолюбие, гостеприимство, теплота и сердечность в 
отношениях между людьми, совестливость и сострадание, толерантность, 
коллективизм, в сравнении с белорусской самооценкой оказались оцененными 
существенно ниже (см. рис. 2).
Еще более контрастная картина зафиксирована при сравнении ментальных 
характеристик немцев и американцев с белорусскими самооценками. В представлении 
белорусов американцы и немцы отличаются от них существенно более развитыми 
точностью и аккуратностью, соревновательностью, конкуренцией, обязательностью, 
верностью данному слову, индивидуализмом, предприимчивостью, расчетливостью, 
законопослушанием, стремлением к личной свободе и независимости. И, наоборот, у 
американцев и немцев существенно ниже зафиксированы такие национальные качества 
как гостеприимство, теплота и сердечность в отношениях между людьми, 
совестливость и сострадание, толерантность, коллективизм (см. рис. 3).
Результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Собственные самооценки ментальных характеристик белорусов качественно не 
отличаются от аналогичных характеристик русских и украинцев.
2. Восточные славяне отличаются от поляков, литовцев, немцев и американцев 
более развитыми духовно-нравственными качествами и менее развитыми рационально-
деятельными.
3. При реформировании социально-экономических и политических отношений 
восточные славяне будут ориентироваться скорее друг на друга, т.е. на Восток, 
чем на Запад.
Таким образом, воссоединение разорванных связей России, Беларуси и Украины 
детерминировано не только политическими, но и экономическими интересами. Эти 
процессы детерминированы и наличием общих, неразрывных духовно-нравственных 
восточнославянских корней. Особенно рельефно потребность в усилении 
интеграционных процессов проявляется в восточнославянском межграничье.

Обозначения в диаграммах:
а - стремление к личной свободе, независимости;
б - трудолюбие;
в - уважение традиций, следование им;
г - точность, аккуратность;
д - коллективизм (один за всех и все за одного);
е - индивидуализм;
ж - толерантность (терпимость к другим взглядам, традициям, обычаям);
з - патриотизм;
и - теплота и сердечность в отношениях между людьми, советливость и 
сострадание;
к - обязательность, верность слову, принятому решению;
л - чувство локтя, стремление оказать помощь представителям своей нации;
м - духовность (преобладание духовных ценностей над материальными);
н - законопослушание;
о - предприимчивость, расчетливость;
п - гостеприимство;
р - уважение младшими старших и забота старших о младших;
с - соревновательность, конкуренция;
т - созерцательность, мечтательность;
у - стремление к быстрым, радикальным общественным изменениям;
ф - стремление к медленным, постепенным общественным изменениям.


Hosted by uCoz