КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В.И. КОВАЛЬ, доктор филологических наук, профессор
Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины
"Кирилл Туровский и наше время" - под таким названием в Гомеле в минувшем году
был издан сборник материалов, посвященный 10-летию Гомельского общественного
объединения "Общество Кирилла Туровского".
Название сборника говорит о многом, и прежде всего - о том, как мы, люди,
живущие в начале третьего тысячелетия, пытаемся осмыслить наследие нашего
великого земляка - выдающегося богослова, проповедника и мыслителя, жившего
почти тысячу лет назад - в далеком XII веке. Выходец из богатой семьи, Кирилл,
конечно же, вполне мог обеспечить свое безбедное существование на поприще
служения светской власти. Но, постигнув премудрость Библии и других
богослужебных книг, он принимает решение стать монахом, т.е. отойти от мирской
жизни и посвятить всего себя служению Богу. В скором времени, как пишет
неизвестный древний автор, Кирилл, "бoльших подвигов желая", совершает необычный
и для того времени самоотверженный поступок - он "входит в столп" (столп -
сооружение, башня), т.е. становится затворником, в ещё большей степени в
буквальном и переносном смыслах отгораживаясь от обычной - суетной и грешной -
жизни, "постом и молитвами себя истязая". Известно также, что "молитвами
туровского князя и простых людей города Турова" Кирилл по решению митрополита
был возведен в сан епископа в Турове. В одном из ценнейших письменных памятников
Древней Руси - Ипатьевской летописи - указываются годы служения Кирилла
Туровского в этом сане: с 1169 по 1182 годы. Очевидно, именно в это время Кирилл
создает свои замечательные произведения, имеющие непреходящее значение и для
нашего неспокойного, бурного, противоречивого времени.
Нам чрезвычайно сложно понять и осмыслить внутренний мир наших далеких предков.
Но дошедшие до нас, чудом сохранившиеся произведения Кирилла Туровского (а их
около тридцати - "Слова", т.е. проповеди, произносившиеся по случаю больших
христианских праздников, а также молитвы, поучения, послания) содержат в себе
такой огромный духовный и нравственный потенциал, который не может не привлекать
каждого, кто задумывается о вечных истинах: что такое добро и зло, в чем причина
человеческих пороков, каковы пути внутреннего совершенствования, каким должен
быть духовный облик человека?
Что же конкретно привлекает современников в личности великого туровлянина, в его
творческом наследии? Прежде всего - удивительное переплетение двух начал:
возвышенного, божественного и обыденного, земного. Он - гениален, божественен и
одновременно - доступен, понятен. Выдающийся проповедник не просто толкует и
комментирует хорошо известные библейские сюжеты: он толкует их обстоятельно и
глубоко, а комментирует эмоционально и захватывающе. Его глубокая вера, его
устремленность к Богу не могли не передаваться слушателям - его пастве, будь то
князья, воины или простые крестьяне. Так же неравнодушны к наследию мудрого
человека и страстного проповедника христианства и мы - люди, живущие более
восьмисот лет спустя.
Как ни странно, время, в которое жил Кирилл Туровский, в немалой степени можно
соотнести с нашим временем. Это было время "суверенных", говоря современным
языком, княжеств; время, когда амбиции удельных князей оказались выше идеалов
союза, братства и взаимопомощи. Как известно, именно удельная раздробленность,
разрозненность, разобщенность и несогласованность в поступках тогдашней "власти
на местах" и привели к огромной трагедии: пройдет совсем немного времени, и по
всей Руси огненным смерчем пройдет татаро-монгольское нашествие. А разве не
призывал накануне туровский епископ к единению всех славян, к сплоченности и
взаимопониманию, разве не обличал раскольников? И разве не актуальны эти идеи
сейчас, когда славяне на радость их врагам разобщены, когда само упоминание о
славянстве, о многовековой славянской культуре, о славянских корнях вызывает
реакцию отторжения как на Западе, так и на Востоке?
XII век - это ещё и время сложного, болезненного перехода миллионов недавних
язычников к христианству. И Кирилл Туровский последовательно и целеустремленно
говорит о ценностях новой веры, о необходимости искоренения идолопоклонства. Но
как при этом он захватывающе, убедительно говорит, какие прекрасные слова при
этом находит! Описывая красоту родной ему полесской природы, он восхищается
чудесными проявлениями жизни, источником которой является Бог-вседержитель. Он
обличает при этом колдовство, гадание, веру в наузы (магические узлы) и в
расположение небесных светил. А разве сейчас не говорим мы о борьбе с
проявлениями язычества, с суевериями, с различными мистическими "учениями"?
Разве не находимся в магическом плену различных "специалистов" по гороскопам и
предсказателей судьбы? Откроем многие современные (особенно - российские) газеты
- и столкнемся с информацией о сонме неизвестно откуда взявшихся "народных
целителях", гадалках, ведьмах и ворожеях, наживающих немалые барыши на людских
страданиях, горестях и болезнях, на неистребимой вере людей в чудесные
исцеления, в обретение близких и наказание обидчиков!..
Против чего еще боролся Кирилл Туровский, приобщая своих современников к
христианству? Он называл такие человеческие грехи ("мытарства"), как ложь,
клевета, зависть, гнев, гордость, сквернословие, насилие, златолюбие, пьянство,
обжорство, воровство, скупость. Как давно это было сказано и как современно
звучит! Какие разительные перемены произошли в нашей нынешней жизни по сравнению
с XII веком и как мало изменились люди в своих пагубных пристрастиях и пороках!
Не потому ли мы пристально всматриваемся в личность Кирилла Туровского, не
потому ли внимательно вчитываемся в слова, сказанные им в далеком XII веке?
Конечно же, именно поэтому! Поэтому, ибо каждому человеку, в какое бы время он
ни жил, очень хочется иметь духовную опору, нравственный идеал, к которому можно
стремиться и подражать, к наследию которого можно было бы обращаться "во дни
сомнений и тягостных раздумий".
И как замечательно, что в одном из красивейших мест нашего города на днях будет
открыт памятник Кириллу Туровскому - выдающемуся человеку, патриоту, горячо
любившему свою Родину и свой народ, гениальному мыслителю, названному ещё в
глубокой древности "Златоустом, паче всех воссиявших нам на Руси"!