Человечество
вступило в новое, третье тысячелетие и с
надеждой смотрит в будущее. Но, чтобы
предвидеть будущее, надо понять прошлое. В
переломные эпохи на перепутье люди всегда
обращались к прошлому, к своим историческим
корням, чтобы можно было выбрать правильную
дорогу и уверенно идти вперед.
В
начале XII в., когда Русь вступила в период
средневековой раздробленности,
политической анархии и междоусобиц,
летописец задавался вопросом: “Откуда есть
пошла Руская земля, кто въ Киеве нача первее
княжити, и откуда Руская земля стала есть?”
Древнерусский книжник составляет
летописный свод “Повесть временных лет”,
где и содержится ответ на поставленный
вопрос. Автор начинает свое повествование с
библейских времен, когда после всемирного
потопа трое сыновей Ноя разделили по жребию
землю. Симу достались восточные страны,
Хаму - южные, а Иафет получает северные и
западные, где проживали славяне, один из
семидесяти двух народов, образовавшихся в
результате “вавилонского столпотворения”.
Летописец записал: “Бе единъ языкъ
словенескъ...”.
Книжник
считал славянской прародиной земли по
Дунаю, “где есть ныне Угорьска земля и
Болгарьска”. Отсюда разошлись славяне по
земле, и прозвались именами своими от мест,
на которых сели. Летописец следующим
образом описывает расселение славян. Одни,
придя, сели на реке Мораве и прозвались
морава, а другие назвались чехи, белые
хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи
напали на дунайских славян, и поселились
среди них, и начали притеснять их, то ушли
славяне с Дуная. Те, что поселились на Висле,
прозвались ляхами, а от них пошли поляки,
лутичи, мазовшане и поморяне. Кто сел по
Днепру, назвались полянами, а другие —
древлянами, потому что сели в лесах.
Поселившиеся между Припятью и Двиною
назвались дреговичами, иные сели по Двине и
назвались полочанами, по речке, впадающей в
Двину, под названием Полота. Славяне,
которые сели около озера Ильмень,
прозвались своим именем — славянами, и
построили город, и назвали его Новгородом. А
другие, севшие по Десне, Сейму и Суле,
назвались северянами. Затем с Вислы пришли
два брата со своими родами и сели: Радим на
Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко
сел с родом своим на Оке, и от него получили
свое название вятичи. Дулебы жили по Бугу, а
уличи и тиверцы сидели по Днестру. Так
разошелся славянский народ, а по его имени
стала называться славянская письменность.
И жили между собой славяне в мире.
Не
только на Руси сохранялась память о
славянском единстве. В других славянских
государствах также помнили об этом. Автор “Великопольской
хроники”, составленной в конце XIII в., пишет
о принадлежности славян к одному роду,
прародителем которого является Слав.
Хронист говорит, что славянские народы
продолжают пользоваться этим именем,
например, Томислав, Станислав, Янислав,
Венцислав. Важным признаком, определяющим
общность славян, является сходство их
языков. Автор “Великопольской хроники”,
ссылаясь на древние книги, сообщает, что “Паннония
является матерью и прародительницей всех
славянских народов”.
Внимательное
прочтение письменных памятников
славянской средневековой исторической
мысли позволяет проникнуть в мир
представлений людей средневековья и дает
возможность ощутить духовную мощь общности,
которую именуют славянством. К сожалению,
многие письменные памятники южных славян
погибли в результате турецкого нашествия и
в годы невыносимого османского ига. Но
древнерусские, польские и чешские
средневековые летописи и хроники доносят
до нас убедительные примеры осознания
славянскими народами своего единства,
сходства в происхождении, исторических
судьбах и путях развития славянских
государств.
Сейчас,
в начале третьего тысячелетия, мы вновь
обращаемся к истокам славянства. Конечно,
научная мысль находится в постоянном
постижении истины, и многие представления,
предположения и легенды средневековых
книжников опровергнуты современной наукой.
Прародина славян не могла находиться на
Дунае или в Паннонии — римской провинции
между реками Дунай и Савой. В начале I тыс. н.
э. здесь проживали иллирийские народы, а в V
в. сюда хлынули тюрки-гунны, пришедшие с
востока, с берегов Орхона — Гуннской реки.
Конные гунны все сметали на своем пути,
уничтожая оседлые индоевропейские народы.
Существует аргументированная гипотеза, что
прародина славян находилась на территории
Припятского Полесья. Поэтому предки
современных славянских народов оказались в
стороне от сокрушительного натиска
воинственных гуннов, основным занятием
которых были убийства и грабежи. Такое
общество не может долго существовать, и
после смерти предводителя гуннов Аттилы,
резиденция которого находилась в Паннонии,
Гуннский союз распался в 50-е годы V в. И
именно во второй половине этого столетия на
берегах Дуная появляются первые славянские
племена. Они занимаются здесь земледелием и
животноводством, охотой, рыболовством и
бортничеством, совершают набеги на
пограничные провинции Восточной Римской
империи. С этого времени славяне выходят на
историческую арену и начинают регулярно
попадать на страницы рукописных книг
византийских, арабских и
западноевропейских авторов. Эта
историческая память о героическом времени
славян затем нашла свое отражение на
страницах славянских летописей и хроник.
В
первобытном обществе люди живут
обособленными трудовыми коллективами,
говорящими на своих диалектах. С
образованием крупных племенных
объединений возникают собственно языки.
Племена в первобытном обществе в свою
очередь постоянно, по мере роста населения,
разделяются, родственные племена
расходятся на значительные расстояния и
теряют всякую связь между собой, что
создает условия для появления новых языков.
С появлением внешней угрозы, для защиты
своей территории от набегов соседних
племен близживущие родственные племена
вновь сплачиваются в союзы племен, а потом и
сами начинают осуществлять набеги на
соседние племена. В последнее время
признанием начинает пользоваться тезис о
том, что первоначально носители языка могли
занимать небольшую территорию, которая
затем в иных исторических условиях
расширялась за счет ассимиляции различных
других этносов. Подтверждением тезиса о
локализации славянской прародины в
Припятском Полесье могут служить
результаты антропологических исследований,
которые свидетельствуют о том, что южная
половина современной Беларуси населена
круглоголовым (брахикефальным) типом, а
северная — длинноголовым (долихокефальным)
типом. Это может означать подавляющее
преобладание славянского элемента в южной
половине современной Беларуси и наличие
балтского субстрата в ее северной половине.
Подтверждением этого вывода являются
результаты исследований лауреата
Государственной премии Республики
Беларусь А. И. Микулича, сравнившего
генетическую изменчивость соседних
этносов. Оказалось, что эпохальной
стабильностью больше других регионов нашей
страны отличается население Белорусского
Полесья, которое, как по генетическим
особенностям, так и по расово-диагностическим
приметам занимает промежуточное положение
между популяциями северной Беларуси и
центральной Украины.
Народ, живущий на этих землях,
должен был много трудиться, чтобы
превратить болота и леса в обработанную
землю. Именно эти условия способствовали
развитию общественных отношений,
основанных на совместном труде больших
семей и на социальном равенстве. Это
способствовало развитию демократии, не
допускавшей концентрации политической и
экономической власти в руках отдельных лиц.