Информация |
Народный календарь |
||||||||||||
Материалы Обратная связь
|
Народный
календарь
Народный
календарь является частью народной
культуры. Старое название календаря -
месяцеслов (слово о месяцах,
временах года) являлся для наших
предков системой времяисчесления.
Эта система отличалась от нынешней,
когда для указания дня в году мы
называем месяц и число. Канвой для
народного календаря послужили
православные святцы, дни поминовения
христианских святых. Например, Иван-Купала
праздновался "перед Петром пятым
днём", т.е. за пять дней до "Петрова
дня" - праздника первоверховных
апстолов Петра и Павла. Имена святых
служили крестьянину основой для
запоминания сроков начала и
окончания сельскохозяйственных
работ: 27
мая н.ст.- день святого мученика
Исидора (III в.).
В народном календаре Сидор-огуречник,
на Сидора сеяли ранние огурцы и лён. "Сидор
- видор, сею - вею беленькай леночек"
- начало хороводной песни. Народный
календарь является своего рода
энциклопедией крестьянского быта с
его праздниками и буднями. Он
включает в себя знание природы (наблюдения
в форме примет: "Много одёжек на
луке - к суровой зиме"),
климатических условий местности ( на
Сидора - огуречника в Сибири
выбрасывали мокрую тряпку на ночь и
замечали по ней: если она замёрзнет,
то огурцы сеять нет проку, и наоборот),
сельскохозяйственный опыт (рекомендации
в виде пословиц и поговорок "До
святого Николы не сей гречки, не
стриги овечки "; "Хлеб на хлеб
сеять - ни молотить, ни веять" - о
необходимости паров), обряды, нормы
общественной жизни. 14
сентября н. ст.(1 сентября ст. ст.) -
день Симеона Столпника.
В народном календаре - Семёнов день.
1 сентября по ст. стилю с середины 14
века до 1700 г. - начало года на Руси. После
окончания полевых работ, парни-рекруты
гуляли в праздничной одежде до
ноября. С Семёнова дня до Гурия (28
ноября) - свадебные недели. Новоселье
в Семёнов день сулило счастье и
веселье. На Семёна "хоронят"
мух и тараканов (чтобы пропали). Под
Семён-день вечером гасили старый
огонь, а утром вытирали из дерева
новый, "живой". Издавна
основным занятием славян было
земледелие, поэтому культура в целом
и основная масса обрядов и
праздников носила аграрный характер.
Праздники отмечались главным
образом после важных трудовых
периодов, в сравнительно свободное
от работ время или же в переломные
кризисные моменты в явлених природы (
"Зима за морозы, а мужики за
праздники") . Жизненный
уклад земледельца изначально
определялся сменой времён года,
поворотными сроками солнечного
календаря, фазами развития хлебов. Особо
выделялись в календаре 4 момента,
связанные с Солнцем как источником
света и тепла и условием
произрастания всего в природе: это зимний
и летний солнцевороты, весеннее и
осеннее равноденствия:
Рис.
1. Основа языческого календаря. В
древности в эти дни гасили все огни и
архаичным способом ( трением дерева
об дерево) возжигали новый. Позже с
дня весеннего равноденствия эта
традиция перешла на Пасху, а осенью
могла быть и в Семёнов день. Даты,
закреплённые в народном календаре,
ненамного разнятся с современными
астрономическими: 22 декабря; 21 марта;
22 июня; 23 сентября.
Рис.
2.Языческий календарь (предположительно).
Народный
календарь, каким он дошёл до нас в
записях 18 - начало 20 веков, является
слиянием языческого и христианского
начал, НАРОДНЫМ ПРАВОСЛАВИЕМ
("Коляда пришла, Рождество
принесла") С утверждением
христианства языческие праздники
запрещались, получали новое
истолкование или перемещались со
своего времени. Кроме закреплённых
за определёнными датами в календаре,
появились передвижные праздники
пасхального цикла. К Византийскому
календарю в 11-12 вв. были добавлены
праздники, отмечаемые Русской
церковью - день Бориса и Глеба (15 мая)
и Покров Богородицы (14 октября).
Рис.
3.Народное православие. Каждый
праздник представляет собой сложный комплекс,
состоящий из элементов, разных по
происхождению, времени и функции. Из-за
климатических условий одни и те же
обряды в разных традициях могли быть
приурочены к разным праздникам. Возникшие как аграрно-магические действия, обряды постепенно утрачивали свою первоначальную функцию и уже в 19 веке многое воспринималось как развлечение. Схема эволюции представлений
Линия
на схеме ведет от древних заклинаний
к детским забавам ("Дождик,
дождик, пуще...") К
переломным моментам года
приурочивались ритуалы, включавшие
жертвоприношения. Их суть -
возрождение природы, общеплеменное
оживание, способствование
плодородию. Постепенно человеческие
жертвы заменялись животными (бык,
курица и др.), обрядовыми блюдами (каша,
блины, кулич и др.) или чучелами (Масленица,
Кострома, Ярило и др.) С
ритуалом жертвоприношения связан
миф об умирающем и воскресающем
божестве. Замена состарившегося бога
молодым, полным животворной силы
должно было обеспечить благополучие
(игра в покойника на святочной
вечёрке; сожжение Масленицы - проводы
зимы - встреча весны; утопление
Костромы - проводы весны - встреча
лета). Обряды,
приуроченные к крупным праздникам,
включали большое количество разных
произведений народного искусства:
песни, приговоры, хороводы, игры,
танцы, драматические сценки, маски,
народные костюмы, своеобразный
реквизит. Многое из этого быть
использовано при проведении
современных массовых действ. |
||||||||||||
|